Ты думаешь, я всегда был таким старым, брюзжащим стариком со скрюченными от ревматизма суставами и подслеповатыми глазами? Запомни, ученик, ты смотришь на мир только с одной стороны и далеко не всегда твоя сторона даёт наиболее точное и правильное представление о предмете или живом существе, на которые ты смотришь. Проклятый возраст! Да уж, не многие могут похвастаться тем, что прожили без малого пять сотен лет, прошли три крупные военных кампании, причем не в тылах и не в походной кузнице с обозом, а в первых рядах щитоносцев хирда. Малые стычки я даже не могу сосчитать. Дно постоянно лезло в наши залы, и мы каждый раз изгоняли его! Мы гнали их до таких глубин, что ты себе не сможешь представить! А сколько славных ребят там полегло. Поэтому не спеши записываться добровольцем в ряды защитников крепости. Мы – певцы камня! Мы молотом и долотом создаем настоящую защиту наших домов. Не морщись! И не надо мне тут рассказывать, что умельцы делают големов из металла и заставляют их двигаться с помощью пара или огромных пружин. Много ума не надо, чтобы заставить двигаться металлическую куклу – это игрушки людей. Братство под предводительством безумного магистра Гуго еще почувствует всю силу своих заблуждений в отказе от магии. Эльгашт не зря бил тревогу. И если бы не треклятое Дно, мы бы выступили в помощь Зеленому Трону и размазали надменных людишек по равнине. Заговорил ты меня… Ну да, правильно, пусть старый маразматик говорит, а заниматься мы сегодня не будем. Нет уж, слушай внимательно – это основа нашей работы. Первое и самое главное – ты должен научиться чувствовать камень. Вижу по лицу: ты решил, будто я сошел с ума, но вот на столе лежат три куска обсидиана. Возьми любой из них в руки: чувствуешь его внутреннее тепло? Да не делай такое лицо, болван! Закрой глаза; я сказал закрой глаза! А теперь представь, что ты внутри камня. Слышишь музыку, идущую из глубины? Вижу, что слышишь. Оказывается, ты небезнадежен… Но не обольщайся, это даже не первый шаг на пути к обучению, а всего лишь проверка на пригодность к ремеслу. Мы – Певцы камня – сперва, должны искать и находить именно такие вот поющие глыбы, и лишь потом браться за работу, придавая им форму. Слушай песнь камня и следи за тем, чтобы она не оборвалась, иначе твой голем будет ничем не лучше игрушки людей.
Тип камня не имеет значения: им может быть даже огромный алмаз или кусок металла. Главное, чтобы он был рождён природой, а не живыми существами. Много инструментов тебе не понадобится: кирка, зубило, тесла, скарпели да пара молотов, вот, пожалуй, и всё. Когда ты слышишь песнь камня, больше и не требуется, он сам подскажет, как освободить его из плена мертвой породы, поможет и направит. Иногда линии будут плавными и гладкими, а порой ломаными и бугристыми. Сегодня он будет похож размерами на великана тролля, а завтра – на крошечного гоблина. Все зависит лишь от вас двоих, от того, как вы сможете понять друг друга. Но не вздумай своевольничать и решать что «так будет лучше». Ты – юн и глуп и твоё «я знаю лучше» может погубить тебя! Сколько молодых и гораздо более способных, чем ты гномов закончили свой жизненный путь именно так… Песня камня. Передать чувства, обуревающие мастера во время работы, невозможно! Радость и восторг, но, в тоже время, грусть и печаль. Мелодия звучит и уносит прочь, часть души переселяется в камень, а часть духа камня переходит в мастера, некоторые вещи, доселе невозможные и непостижимые для простого гнома или цверга, вдруг становятся простыми и понятными. Так что учись, лет эдак через пятьдесят-восемьдесят, думаю, ты сможешь создать своего первого голема, которого будет не стыдно показать клану, и который сможет защищать наши поселения от врагов. А на сегодня наш урок окончен, и я буду безмерно счастлив, если в твою голову влетела хотя бы часть моих слов. Теперь иди и радуйся жизни, пей с друзьями в таверне и строй глазки молоденьким гномкам. Иди и помни, что ты тот, кто будет слышать то, что не доступно другим живым существам. Ты – Певец Камня! * * * Ушел… Молодость, ему сейчас не до того, что болтает вздорный, старый гном. Друзья, девушки, хмельной эль – вот что будоражит его ум. Но ничего, скоро все это перестанет его интересовать… Тяжело опираясь на резной посох, старый седой гном вышел из мастерской и направился в свои покои, там он достал из потайного ящика стола старую потрепанную тетрадь, несколько листов чистой бумаги, перо и чернила. Его пальцы с трудом удерживали в руках перо. Несколько раз оно выпадало из дрожащей руки, но всё же он успел написать то, о чем испокон веков должны были знать только настоящие мастера ремесла: «Ученик! Мое время на исходе. Неразборчиво ворча под нос о том, как ему надоел артрит, старый гном, доковыляв до кровати, уж было собирался прилечь, как вдруг в груди резко закололо, а в голове разорвался пороховой заряд… В тоже мгновение сухие руки выпустили посох и Певец Камня упал на пол. Как ни странно, но боли не было. Старого гнома несла музыка, частью которой он стал. Впервые за долгие годы своей жизни он по-настоящему услышал и осознал, как звучит истинная песня камня!..
* * * Я всегда думал, что фраза «мир рушится» – всего лишь красивая поэтическая болтовня, а теперь понимаю, что так на самом деле происходит, когда в жизнь врывается событие, сметающее на своем пути всё, что ты любил, хранил и считал вечным. Мастер был стар и я знал, что он когда-то умрет, но не думал, что это случится так скоро. Хотя, если бы это произошло через сто лет, наверняка, я думал бы так же, потому что всегда воспринимал смерть, как нечто неизбежное, но очень-очень далекое. И вот сейчас после погребения, сидя и читая его письмо, я понимаю, что не готов остаться один. Все навыки, что я успел освоить – всего лишь крошечный камешек на склоне огромной горы знаний. Но самое страшное то, что я чувствую тревогу и затаённую печаль, сковывающих моё сердце. Они не давали мне расслабится в компании друзей в таверне, когда мы хором горланили «Песню про ёжика», не отпуская моё сердце даже тогда, когда пришла красавица Сигри, к которой лет через десять я хотел свататься… У меня возникла одна идея, но это завтра, а сейчас я выпью за Учителя его любимого хмельного сидру и пойду спать… «Пусть песня камня звучит для тебя громко мой наставник, пусть свет звезд освещает тебе путь во тьме и пусть твои потомки помнят тебя вечно! За тебя старик!» * * * Клан Обсидианового молота обитал в самой северной части гор Охора и славился тем, что умел делать «живых» големов. Остатки клана, некогда многочисленного и довольно могущественного, теперь насчитывали едва ли две сотни гномов и цвергов. Да и выжить им удалось благодаря Певцам камня, которые создавали могучих и неутомимых защитников. Смерть последнего Мастера была серьёзным потрясением для жителей клана, ведь больше умельцев в селении не осталось, а его ученика чаще видели в трактире или на танцах, нежели в мастерской. Впрочем, теперь все переменилось, и встретить молодого Скьялфи с кружкой хмельного эля, распевающего непристойные песни, было всё сложнее, зато в его мастерской теперь всё чаще горел свет и слышался стук молота. Гномы жили надеждой на то, что из бывшего ученика выйдет хотя бы сносный мастер. * * * Никогда не подозревал, что вырезать фигуры из камня настолько сложно. Прислушиваясь к потаенным желаниям духов, я понемногу начинаю понимать записи Учителя. Его рассуждения о музыке сперва вызывали недоумение, теперь же я не представляю, как можно работать и не слышать её. В какой-то момент я потерял счет времени, и если бы не Сигри, регулярно приносившая мне еду, я бы, наверное, думал, что продолжается один и тот же день. Голова уже готова, сейчас я освобождаю из каменного плена плечи и руки. С каждым отколотым кусочком «неживого» обсидиана, я все чётче слышу мелодию. Однажды мне даже показалось, что я вижу дух камня, но, наверное, это всё-таки усталость. Когда в последний раз Сигри приносила мне поесть, она интересовалась, сколько я уже не спал, я сказал первое, что пришло на ум – два дня. Она лишь покачала головой, но было видно, что она мне не верит. На самом деле я не сплю уже около недели. Пожалуй, действительно пора пойти прилечь, всего на пару часов и дальше продолжать работу – музыка зовёт!
Готово! Я закончил! Пара рун на груди гиганта, знак клана на предплечье. Мои нервы на пределе. Если бы не Сигри я бы, наверное, сошел с ума. Надо поесть… Молот вываливается из рук от усталости… Еда... Куда она поставила корзину с едой? А вот же она на столе! Мясо, сыр, хлеб, бутылка эля, два сладких пирога… Все уже остыло, но мне наплевать, рву зубами холодное мясо и жадно, не жуя, глотаю, только сейчас понимая, насколько голоден! Какой-то странный эль… Сделал всего пару глотков, а глаза слипаются! Дно тебя задери, Сигри! Подмешала мне в эль настойку сон-травы. Ну ничего, завтра я с тобой разберусь!.. А сейчас спать… * * * Пробуждение оказалось совсем нерадостным: во-первых, я спал очень мало – свечи на столе не прогорели даже на половину, во-вторых, проснутся от подзатыльника само по себе неприятно, ну и в-третьих, ещё более неприятно, когда этот самый подзатыльник отвешивает твой собственный голем. - Во что ты превратил мою мастерскую, кобольдово отродье? – звук исходил скорее из живота, нежели из горла голема, – Я тебя спрашиваю, Скьялфи! - Учитель,.. это вы? Я так рад, что у меня получилось! Я скучал по вам… – молодой Мастер метнулся к голему и крепко его обнял, сам от себя не ожидая подобного. - Я тоже скучал по тебе ученик, – тяжелые руки, которые могли одним движением свернуть гному шею, бережно заключили молодого мастера в объятья. * * * Появление первого говорящего голема за всю историю клана Обсидианового молота вызвала кучу пересуд среди местных жителей. Впрочем, вторая новость – про духов камня – огорошила куда больше. Но практичный склад ума и трезвый расчет взяли верх над эмоциями и, осознав, что возможно теперь все изменится к лучшему, веселье вновь заполнило залы клана. Однако беда пришла, как всегда, внезапно, и откуда её совсем не ждали. Дней через десять после оживления голема у ворот селения появилась шатающаяся фигура. Часовые узнали в ней одного из проходчиков, которые недавно ушли расширять залы. Смущало только одно – проходчики уходили вглубь горы, а никак не через ворота. Гном умирал, его лихорадило, тело было усеяно десятками страшных ран. Все понимали, что он – не жилец и лишь чувство долга не отпускает его из этого мира. Он не успел ничего сказать, просто упал на землю рядом с воротами. Его втащили в сторожку и позвали за лекарем и старейшиной. В руке умирающий сжимал бумажку, на которой дрожащим подчерком было написано: «Попали в засаду, когда бурили туннель… Странные существа из металла и камня… Мы завалили один вход, а также туннель по направлению к залам клана, и пробуем выбраться через южные шахты. Нас преследуют. В живых остался я и Браги. Я постараюсь задержать их, а Браги должен доставить весть в клан. Похоже, Дно пробудилось, и у него есть новая козырная карта…» Автор: Александр Лозовик |